Краткая характеристика элективного курса "Какая речь может всех увлечь?"
Курс
поможет учащимся осознать степень своей склонности к филологическому профилю,
необходимость и важность риторических навыков для выбора и успешности
профессиональной карьеры, стимулирует учащихся к обогащению своей речи и
практике публичных выступлений.
Содержание
элективного курса «Какая речь может всех увлечь» соответствует всем этим
программным требованиям, но при этом качественно отличается от базового курса
русского языка:
1) Заданные в программе по
русскому языку компетенции наполняются новым содержанием: программа включает в
себя теоретические сведения по риторике, выходящие за рамки базового предмета; новые
для учащихся, они имеют практическую направленность и ориентацию на
профессиональную специфику речи.
2) В практической части
программы предусмотрены межпредметные связи: использование информации, знаний,
умений, навыков из других школьных предметов, в том числе информатики, из
разных сфер деятельности человека, что позволяет учащимся проявить себя и
добиться успеха в собственной профессионально ориентированной деятельности.
3) Уделяется особое внимание
навыкам культуры поведения, невербальным средствам общения; развитию артистизма
оратора, что невозможно без . тесной связи с жизнью, без обращения к личному
опыту обучающихся , их наблюдательности и эмоциональной восприимчивости.
4) Привлекаются компьютерные
технологии. Элективный курс обеспечен изготовленными для учащихся учителем –
составителем данного курса печатными пособиями-справочниками по отдельным темам
курса, раздаточным материалом для практикумов, компьютерной презентацией в
автоматическом режиме для первичного ознакомления с содержанием курса и с электронным
пособием для коллективной и индивидуальной работы с применением компьютера учащимися.
Кроме того, учащимся предлагается обучающий тест на тему «Секреты
«зажигательной» речи» и глоссарий к нему.
Программа элективного курса "Какая речь может всех увлечь?"
рассчитана минимум на 10 занятий (1 час в неделю в третьей четверти), но её
можно использовать и из расчёта 17 часов, более углублённо изучая теоретический
и основательно осваивая практический материал.
Вариативность
и гибкость – вот важнейшие принципы
выстраивания занятий. Учитель должен иметь в виду несколько возможных
методических решений, чтобы в каждой конкретной ситуации выбрать оптимальный
путь.
Формы организации занятий можно разнообразить применением методики разных типов
урока и использованием неожиданных, интригующих названий.Например, по порядку:
1.Урок –
презентация курса«Таккакая речьможет нас увлечь?»
9.Урок –
исследование (если есть возможность использовать видео- или аудиоматериалы) или
урок – репетиция «Оратор на трибуне».
10.Урок – конференция «Звёздный час»
11.Урок – игра
«Пресс-конференция»
(риторический анализ и самоанализ).
В качестве одного из решений методических задач курса
предлагается примерные технологические карты
занятий (приложение 1) .
В технологических картах предлагается один из
возможных вариантов применениякомпьютерныхтехнологийна занятиях – модульный (или блочный). Дело
учителя – определить место этой формы работы на уроке: если ведётся
исследованиеили «мозговой штурм» -
можно использовать информационный модуль пособия для подтверждения своих
выводов или обобщения в виде резюме. Если проводится семинарское занятие, то
вполне уместно использовать соответствующий модуль в качестве плана для обсуждения
вопросов или опоры для выступлений по данной теме. Обращение к электронному или печатному пособию может
носить не только коллективный, но и индивидуальный характер: если кому-то из
учащихсяесть необходимость вспомнить,
повторить ранее изученное, уточнить термин, определение,в то время как другие, в этом не нуждающиеся,
уже выполняют задание с применением этих знаний; если ученики (или группы
учеников) получают каждый своё ( или групповое) задание.
Использование печатных пособий к данному элективному
курсу.
Поскольку в домашних (а тем более сельских) условиях компьютер, как и
книги по риторике, – исключительная редкость, а потребностьвоспользоваться теоретическими материалами
при самостоятельной подготовке к занятиям и работе над проектом возникает у
многих учащихся постоянно, появилась необходимость создать печатные книжки-справочникипо основным темам – модулям. Их
содержание во многомдублирует
электронное пособие, но, в отличие от него, представляет информацию более полно
и конкретно.
Пособия-справочники выдаются для домашнего пользования послеизучения соответствующей темы в классе и
только тем, кто испытывает в них потребность при выполнении практических
заданий и при подготовке творческого проекта. (См. приложение 5)
Работа
с текстами на практических занятиях проводится с помощью печатного раздаточного материала. (См. приложение 6)
Использование аудиозаписей,видеоматериалов – перспективное и очень действенное средство, используя
которое можносделать элективный курс
«Какая речь может всех увлечь» ещё более увлекательным и эффективным.
От души желаем успехов всем, кто возьмётся за эту
работу! Афанасьева Г. Н.