Суббота, 18.05.2024, 19:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка Афанасьевой Г.Н.

Категории раздела
Мои разработки [0]
Планирование [5]
Образовательные программы и планирование по русскому языку и литературе
УМК [3]
Учебно-методические комплекты
Уроки [4]
Сценарии уроков и презентации к ним
Дидактический материал [0]
Раздаточный материал для индивидуальной, групповой и коллективной работы: тренажёры, алгоритмы, тесты и др.
Диагностика и контроль [10]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 116
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Locations of visitors to this page Помощь блогеру

Каталог статей

Главная » Статьи » УМК

Какая речь может всех увлечь?
Краткая характеристика элективного курса "Какая речь может всех увлечь?"

Курс поможет учащимся осознать степень своей склонности к филологическому профилю, необходимость и важность риторических навыков для выбора и успешности профессиональной карьеры, стимулирует учащихся к обогащению своей речи и практике публичных выступлений.

Содержание элективного курса «Какая речь может всех увлечь» соответствует всем этим программным требованиям, но при этом качественно отличается от базового курса русского языка:

1) Заданные в программе по русскому языку компетенции наполняются новым содержанием: программа включает в себя теоретические сведения по риторике, выходящие за рамки базового предмета; новые для учащихся, они имеют практическую направленность и ориентацию на профессиональную специфику речи.

2) В практической части программы предусмотрены межпредметные связи: использование информации, знаний, умений, навыков из других школьных предметов, в том числе информатики, из разных сфер деятельности человека, что позволяет учащимся проявить себя и добиться успеха в собственной профессионально ориентированной деятельности.

3) Уделяется особое внимание навыкам культуры поведения, невербальным средствам общения; развитию артистизма оратора, что невозможно без . тесной связи с жизнью, без обращения к личному опыту обучающихся , их наблюдательности и эмоциональной восприимчивости.

4) Привлекаются компьютерные технологии. Элективный курс обеспечен изготовленными для учащихся учителем – составителем данного курса печатными пособиями-справочниками по отдельным темам курса, раздаточным материалом для практикумов, компьютерной презентацией в автоматическом режиме для первичного ознакомления с содержанием курса и с электронным пособием для коллективной и индивидуальной работы с применением компьютера учащимися. Кроме того, учащимся предлагается обучающий тест на тему «Секреты «зажигательной» речи» и глоссарий к нему.

Программа элективного курса "Какая речь может всех увлечь?" рассчитана минимум на 10 занятий (1 час в неделю в третьей четверти), но её можно использовать и из расчёта 17 часов, более углублённо изучая теоретический и основательно осваивая практический материал.

Вариативность и гибкость – вот важнейшие принципы выстраивания занятий. Учитель должен иметь в виду несколько возможных методических решений, чтобы в каждой конкретной ситуации выбрать оптимальный путь.

Формы организации занятий можно разнообразить применением методики разных типов урока и использованием неожиданных, интригующих названий.  Например, по порядку:

1.        Урок – презентация курса  «Так  какая речь  может нас увлечь?»

2.        Урок –  исследование «Формула успеха».

3.        «Мозговой штурм» по теме «Путь к трибуне»

4.        Урок – семинар «Ну что сказать?»

5.        Урок-практикум «Как сказать?»

6.        Урок – конкурс «А ты умеешь убеждать?»

7.        Урок – практикум «Конец – всему делу венец».

8.        Урок – коллоквиум «Секреты «зажигательной» речи».

9.        Урок – исследование (если есть возможность использовать видео- или аудиоматериалы) или урок – репетиция «Оратор на трибуне».

10.     Урок – конференция «Звёздный час»

11.      Урок – игра «Пресс-конференция»

    (риторический анализ и самоанализ).

В качестве одного из решений методических задач курса предлагается примерные технологические карты занятий (приложение 1) .

В технологических картах предлагается один из возможных вариантов применения  компьютерных  технологий  на занятиях – модульный (или блочный). Дело учителя – определить место этой формы работы на уроке: если ведётся исследование  или «мозговой штурм» - можно использовать информационный модуль пособия для подтверждения своих выводов или обобщения в виде резюме. Если проводится семинарское занятие, то вполне уместно использовать соответствующий модуль в качестве плана для обсуждения вопросов или опоры для выступлений по данной теме. Обращение к электронному или печатному пособию может носить не только коллективный, но и индивидуальный характер: если кому-то из учащихся  есть необходимость вспомнить, повторить ранее изученное, уточнить термин, определение,  в то время как другие, в этом не нуждающиеся, уже выполняют задание с применением этих знаний; если ученики (или группы учеников) получают каждый своё ( или групповое) задание.

Использование печатных пособий к данному элективному курсу.

           Поскольку в домашних (а тем более сельских) условиях компьютер, как и книги по риторике, – исключительная редкость, а потребность  воспользоваться теоретическими материалами при самостоятельной подготовке к занятиям и работе над проектом возникает у многих учащихся постоянно, появилась необходимость создать печатные книжки-справочники по основным темам – модулям. Их содержание во многом  дублирует электронное пособие, но, в отличие от него, представляет информацию более полно и конкретно.

          Пособия-справочники выдаются для домашнего пользования после  изучения соответствующей темы в классе и только тем, кто испытывает в них потребность при выполнении практических заданий и при подготовке творческого проекта. (См. приложение 5)

Работа с текстами на практических занятиях проводится с помощью печатного раздаточного материала. (См. приложение 6)

        Использование аудиозаписей,  видеоматериалов – перспективное и очень действенное средство, используя которое можно  сделать элективный курс «Какая речь может всех увлечь» ещё более увлекательным и эффективным.

От души желаем успехов всем, кто возьмётся за эту работу! Афанасьева Г. Н.

 Методические рекомендации к элективному курсу

и приложения:


Приложение 1. Технологическая карта занятий.

Приложение 2. Собственно презентация курса.

Приложение 3. Учебное электронное пособие (ЭП)

Приложение 4. Электронный обучающий тест «Секреты 

«зажигательной» речи» и  глоссарий

Приложение 5. Печатные книжки-справочники по темам

  • «Публичная речь и её виды»,
  • «Условия успеха оратора»,
  • «Как подготовить выступление»,
  • «Работа над содержанием речи».

Приложение 6. Печатный  раздаточный материал для практикума.


Категория: УМК | Добавил: Nikolaevna (17.05.2010)
Просмотров: 1623 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Партнёры нашей школы
CATALOG.METKA.RU

Афанасьева Г.Н. © 2024
Бесплатный хостинг uCoz