Пятница, 26.04.2024, 04:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка Афанасьевой Г.Н.

Категории раздела
Школьные новости [1]
Сообщения о событиях в жизни школьного коллектива
Новое на моём сайте [0]
Обратите внимание [1]
Важные новости из других источников
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 116
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Locations of visitors to this page Помощь блогеру

ИОСО


ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ (Авторская технология А.А. Ярулова)
Теоретические основы от автора ИОСО
Опыт  применения в практике учителя русского языка

Введение Индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО) как способ управления изменениями практики общего образования разрабатывается, апробируется и внедряется в систему общего образования Красноярского края с 1994 года.

По своей сути ИОСО - психологическая система, направленная на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации учебных занятий и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.

Опираясь на психологические закономерности организации обучения, технология ИОСО создает условия для развития и формирования позитивной субъектности школьников в контексте учебной деятельности, когда ученик как субъект учебного процесса:

·                     имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует ее на решение задач, которые ставит перед ним школа;

·                     осознает мотивы своей учебной деятельности;

·                     планирует свою учебную деятельность;

·                     оценивает  последствия  своей учебной деятельности;

·                     при возникновении трудностей  концентрирует свои психические и физические силы на достижении поставленных целей.

 

Превращение личности школьника в субъект жизнедеятельности (деятельности, общения и познания) происходит при определенных психологических предпосылках, предполагающих соответствующее развитие у него самостоятельности, самосознания, общих и специальных  способностей.  В данные понятия мы вкладываем психологический смысл, обозначающий, что:

·                     самостоятельность – это способность индивида действовать сравнительно активно, умение отстаивать свои интересы;

·                     самосознание -  это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, выражающееся в реальной  самооценке, успешной саморегуляции, позитивной рефлексии через оптимальную активность;

·                     способности – это индивидуально - психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда  деятельностей,  не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

 

Развитие и формирование позитивной субъектности школьников в контексте учебной деятельности является актуальнейшей задачей современного образования. Об этом свидетельствует концепция модернизации содержания общего образования, рассмотренная в августе 2001 года в Государственном Совете при Президенте Российской Федерации. В ней провозглашено, что основным результатом обучения должна стать готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. По - иному в концепции трактуются цели образования, направленные на развитие у школьников:

·                     самостоятельности и способности к самоорганизации;

·                     умений отстаивать свои права;

·                     готовности к сотрудничеству; толерантности, терпимости к чужому мнению; способности к созидательной деятельности;

·                     умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

При этом ценностью обучения становится не система знаний, умений и навыков школьников сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

ИОСО как технология адекватна провозглашенным целям и ценностям, изложенным в концепции модернизации содержания общего образования, так как  разрешает  противоречия и реализует задачи изложенные в ней.

 Индивидуально-ориентированная система обучения:

·                     обеспечивает развитие вариативности и доступности образовательных программ, переход от вариативности для учителя к вариативности для учащегося;

·                     усиливает дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса за счет использования вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся  путем формирования индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей учащихся;

·                     формируют практические навыки анализа информации, самообучения;

·                     стимулируют самостоятельную работу учащихся;

·                     формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становление структур ценностных ориентаций школьников.

 

Практическое внедрение  индивидуально-ориентированной системы обучения убеждает, что в классах и школах использующих технологию создаются условия:

·                     для решения проблемы второгодничества;

·                     для отказа от агрессивных по отношению к  ученику методик обучения;

·                     для качественного роста уровней обученности школьников;

·                     для постановки школой адекватных образовательных задач, задач развития.

 

Однако главным и существенным достижением учителей использующих индивидуально-ориентированную систему обучения является возвращение в школу ценности урока – обучающего, воспитывающего, развивающего, социализирующего, обеспечивающего целостный (не мозаичный) образовательный процесс. Параллельно происходит процесс отказа от развлекающих форм обучения, изменения в позициях учителя и ученика. Ценностью для учителя становится не выявление уровня незнания учащихся, а формирование у них многообразного социального опыта управления собой в ходе учебной деятельности. А у учащихся за счет преодоления ими учебных трудностей, выбора уровня и темпа обучения появляется возможность получить реальный опыт ответственности за собственную жизнедеятельность.

Эти утверждения являются не голословными. За ними стоят результаты, полученные в ходе практической реализации индивидуально-ориентированной системы обучения в 18 экспериментальных школах краевого инновационного комплекса и подтвержденных специальными диагностическими методиками.

 

Организация учебного процесса

 

Технологией ИОСО предусмотрено деление учебного процесса на два блока:

блок изучения нового материала, так называемый «лекционный»;

блок самостоятельной работы, так называемый «лабораторный».

 

Календарно-тематическое планирование

 

Практика внедрения технологии ИОСО убедила, что в стремлении учителей во многом изменить образовательный процесс не следует отказываться от календарно-тематического планирования учебного курса. Чем тщательнее учитель продумает свою предстоящую педагогическую деятельность, тем эффективнее ему будет ее осуществлять.

Разработка календарно-тематического плана учебного курса – трудная и сложная мыслительная (значит психологическая) задача, над решением которой учитель-профессионал работает постоянно, из года в год.  Ведь в процессе планирования учителю необходимо  тщательно продумать и  глубоко осмысливать свою деятельность, определять ее структуру, выявлять взаимосвязи между отдельными ее элементами, отыскивать наиболее оптимальные формы и методы ее организации, то есть формировать рациональную систему работы. Поэтому можно констатировать, что календарно-тематический план, степень его разработанности – это определенная система педагогической деятельности учителя, критерий его профессионализма.

Осуществляя календарно-тематическое планирование мы рекомендуем пользоваться алгоритмом научно-обоснованного планирования учебного курса, который  предусматривает последовательность следующих действий:

·                     оценку психолого-педагогической обстановки с точки зрения главной цели, стоящей перед учителем;

·                     прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;

·                     разработка программы необходимых мер, последовательности действий;

·                     выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;

·                     точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;

·                     определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.

В условиях индивидуально-ориентированной системы обучения задача календарно-тематического планирования усложняется, так как необходимо соблюдать несколько положений, предусмотренных технологией ИОСО.

В условиях ИОСО форму и структуру плана определяет сам учитель исходя из специфики предмета и собственного индивидуального стиля педагогической деятельности.

Практика внедрения технологии ИОСО показывает, что можно использовать несколько вариантов календарно-тематического планирования.

 Структура индивидуально-ориентированных планов

 Основой ИОСО является индивидуально – ориентированный учебный план (ИОП) по предмету.   

План предоставляет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия  выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым, создавая условия  для движения  по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.

Экспериментальное апробирование формы ИОП(а) позволяет нам внести несколько предложений по их совершенствованию. Эти улучшения, на наш взгляд, позволят учесть специфику организации учебного процесса с учащимися того или иного возраста, особенности учебных курсов.  

Для предметов: русский язык, математика, физика, химия, иностранный язык  рекомендуется форма планов, которая:

·                     решает проблему разрыва между теоретическими знаниями учеников, умениями и навыками их применять на практике, а также соответствия полученных оценок с оценками контрольных срезов (работ).

·                     позволяет решить проблему перегрузки учащихся за счет того, что по этим   предметам можно осуществлять планирование не по параграфам, а по темам.

Форма ИОП(а) ужесточает требования к учащимся 7-9 классов. Прежде всего, это связано со спецификой возраста, когда основное внимание подростков переключается на общение со сверстниками и «самостроительство внутреннего мира», а учебные дела как бы отходят на периферию волнующих их проблем. Поэтому  мы рекомендуем вне зависимости от выбранного учеником уровня выполнения заданий начинать опрос с раздела «необходимо знать, уметь», в котором следует предусмотреть  контрольные вопросы без оперирования которыми невозможно успешное овладение учебного материала.

Так же существуют определенные требования к ИОП(ам) для 10 и 11 классов.

 Критерии содержания индивидуально-ориентированных планов

 Самым сложным видом  деятельности для учителя,  изъявившего желание работать по технологии  ИОСО, является   распределение  учебного материала на фрагменты – задания, так как необходимо учесть множество  требований, изложенных в стандартах, программах. Также необходимо соотнести предъявляемые  требования  с критериями,  заложенными в технологии индивидуально – ориентированной системы обучения.

Экспериментальное апробирование ИОСО убеждает, что при  дифференциации заданий учитель, исходя из специфики преподаваемой им учебной дисциплины, может руководствоваться  как критериями, заложенными в Государственном стандарте по предмету, так и целями, которые он ставит перед собой и учениками.

 Объединяющими основаниями к уровням фрагментов – заданий, являются критерии, предусмотренных технологией ИОСО.

 Контроль, стимулирование и оценивание учебной деятельности школьников.

 Прежде, чем рассказать о средствах контроля, мы должны понять, чем отличается контроль в традиционной системе обучения от ИОСО.

В традиционной системе контроль используется, в основном, для того, чтобы узнать какими знаниями, умениями, навыками овладели учащиеся.

А в системе ИОСО плюс к этому контроль используется для того, чтобы увидеть, как учащийся самоизменился, как сформировалась у него потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

Здесь, прежде всего, выступает самоконтроль. С помощью ИОП ученик учится контролировать свой уровень знаний. Так же контроль несет в себе функцию – определить знания, а не незнания.

 Средства контроля:

·                     текущий - поэтапный контроль;

·                     контроль по результатам;

·                     итоговый контроль (письменная контрольная работа, тестирование, мини-экзамен);

·                     комплексная проверочная работа.

Средства стимулирования:

·                     досрочные каникулы;

·                     опережающее изучение материала;

·                     самосоревнование;

·                     табло самоопределения деятельности учащихся на уроке.

Средство оценивания:

·                     самооценивание;

·                     взаимное оценивание;

·                     взаимное рецензирование;

·                     групповое оценивание;

·                     успешное оценивание;

·                     рубежное оценивание;

·                     безотметочное преподавание

                 Но мы бы поступили не правильно, если бы не предупредили о тех трудностях, особенно на первоначальном этапе, с которыми встретятся педагоги при переходе на индивидуально-ориентированную систему обучения.

Учителю, осваивающему ИОСО, будет сложно принять требования технологии в части:

·         значительного увеличения доли самостоятельной работы учащихся;

·         права выбора учащимися  уровня и темпа  выполнения учебных заданий;

·         обязательного приема ответов на все задания  у каждого учащегося в сроки,  определяемые самим учеником;

·         права учащегося  на исправление оценки, ответ у доски по собственному желанию, индивидуальную контрольную работу и так далее.

·         Как показала практика у части учителей на первоначальном этапе вызывает особое раздражение:

·         отсутствие у большинства учащихся навыков устного ответа;

·         завышенный или заниженный уровни выбора заданий большинством учащихся;

·         не умение школьников работать самостоятельно, боязнь совершить ошибку.

                Недоумение может вызвать и тот факт, что на первоначальном этапе происходит снижение общей и качественной успеваемости, возрастает тревожность среди учеников и их родителей.

                Часть учащихся, особенно отлично успевающие и так называемые «двоечники» требуют возращения к прежней системе обучения. Первые, вследствие того, что увеличивается и так большая для них учебная нагрузка. Вторые протестуют потому, что при данной технологии в школу оказывается надо ходить, чтобы работать, то есть учиться, а не пересидеть и переждать.

                Но по истечению времени, как правило, через учебную четверть все приходит в норму – первоначально трудное становится привычным, привычное в свою очередь, становится полезным.  На учебных занятиях начинает господствовать деловая атмосфера. Если  же этого не происходит, то следует винить не авторов технологии, а, проведя серьезный рефлексивный анализ  убедиться в том, что сбои произошли по собственной вине.

                При вхождении в ИОСО на учителя как бы «обрушивается лавина» дидактических  и организационных проблем связанных с разработкой новых планов, дифференцированных заданий для самостоятельной работы. Здесь, прежде всего, необходимо осознавать, что учитель работает на свое будущее, что происходит «развитие для покоя». Пройдет определенное время и "прожитые" трудности превратятся в достоинства, так как, разработав учебно-методический комплект по предмету, в дальнейшем предстоит лишь работа по его коррекции.

                Но мы, авторы технологии, убеждены, и эту убежденность разделяют учителя работающие по ИОСО, что ради того, что меняется атмосфера урока, что школьники действительно начинают учиться, становятся самостоятельными и ответственными за результаты своей деятельности, стоит потрудиться и самому учителю.           

 


По замыслу автора технологии ИОСО А.А. Ярулова,  «смысл учебной деятельности при ИОСО …заключен в деятельности по самообразованию и самосовершенствованию». Следовательно, субъект образовательного процесса должен иметь индивидуальную образовательную программу,  которая задает траекторию такой деятельности.

Образовательные эффекты индивидуальной  программы могут быть разными: освоение программного материала дисциплины, восполнение пробелов в знаниях, приобретение знаний сверх программного материала, повышение уровня сформированности учебных умений, приобретение опыта проектной деятельности, расширение кругозора,  воспитание каких-либо личностных качеств и др. В любом случае побуждающей силой деятельности является мотивация на преодоление «разрыва» между «имею» и «хочу иметь» применительно к образованию.

 Спроектировать индивидуальную деятельность по преодолению «разрыва» ученику невозможно без помощи учителя, поэтому индивидуальная образовательная программа может появиться только в пространстве учительско-ученического мышления. А это означает, что вначале сам  учитель должен освоить приемы проектирования, научиться проводить экспертизу проекта и вносить коррективы в процесс  реализации программы.

Переход на образование по индивидуальным программам обязательно повлечет за собой изменения в организационных основах образовательного процесса  и  в управлении этим процессом.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Партнёры нашей школы
CATALOG.METKA.RU

Афанасьева Г.Н. © 2024
Бесплатный хостинг uCoz