Формула успеха | От педагогики сотрудничества к идее личностно-ориентированного обучения: |
Задача учителя русского языка и литературы - через развитие образного мышления стимулировать в детях потребность
в саморазвитии и самосовершенствовании, в приобретении культуры умственного и
творческого труда. Путь – от индивидуального подхода в обучении к
индивидуализации образовательного пространства. А «формула успеха» -
опираясь на личный интерес ребёнка, развивать его творческую инициативу,
мотивирующую развитие интеллекта, и тем самым способствовать
формированию индивидуальности, которая определяет социальный успех
личности. Совершенствование сотрудничества с учащимися в условиях небольшой наполняемости классов стало возможным благодаря реализации на практике идей индивидуально-ориентированного обучения |
Личность каждого растущего
человека уникальна. Мы стараемся
развить в наших учащихся те компетентности, которые помогут им стать успешным в жизни. Быть успешными они учатся
уже в школе: имея некий образ своего будущего как мечту, школьники ставят её себе целью
и «ищут» применения своим силам и возможностям
– учатся работать на своё будущее, воплощать мечту в реальность. Отказ от оценки, в первую очередь от «двойки», как окончательного приговора ученику; особая система учёта знаний и контроля за продвижением к успеху каждого обучающегося (мониторинг); многократное и вариативное повторение; свободный выбор уровня сложности и степени самостоятельности, темпа работы и уровня её результативности; возможность самопроверки и самооценки. Дети имеют комфортные психологические условия для обучения и воспитания, характеризующиеся уважением к личности ученика и доверием к нему; имеют равные (не зависящие от того, «отличник» или «троечник») возможности для достижения нужного результата – успеха. Каждый ребёнок пользуется правом совершенствовать свои знания и умения и может повышать уровень своей компетентности по любой теме в течение всего учебного года. С |
Модульная технология построения учебного курса | Индивидуально-ориентированный способ обучения |
.Составляя рабочие программы по русскому языку, выстраиваю систему тематических блоков, которые делятся на модули, с чётко заданными по своим функциональным особенностям уроками: урок погружения в новую тему, урок-практикум, уроки отработки ИОУП, уроки контроля и другие
Подробнее |
Ключевыми словами индивидуально-ориентированного способа обучения являются «развитие», «индивидуальность»,
«свобода», «самостоятельность», «творчество» . Уровневая дифференциация заданий – основа
индивидуализации обучения (ИОУП–индивидуально-ориентированные учебные планы). Подробнее |
.Проблемное обучение | Алгоритмы и опорные конспекты |
Приёмы проблемного
обучения ориентируют на содержательный анализ
проблем.
Использую кажущуюся противоречивость в содержании учебного материала, ввожу состояние познавательного поиска путем столкновения различных суждений учащихся (Почему по-разному пишутся слова?). Создаю ситуации затруднения, побуждающие учащихся к доказательству, обоснованию высказанных предположений. Развитие логического мышления способствует развитию творческого мышления (Если это не краткое прилагательное и не наречие, то что? – Приходим к понятию «категория состояния») | На этапе первичного усвоения знаний опоры в виде алгоритмов и ОК (опорных конспектов) очень важны: с их помощью обучающиеся быстрее и легче приобретают автоматизм навыков, учатся быстрому и точному запоминанию информации. Опоры – алгоритмы включаю в содержание задания карточки-тренажёра, что помогает детям развивать аналитические способности: умение устанавливать причинно-след-ственные связи. Точное описание системы действий ведёт к безошибочному решению тех задач, на которые они рассчитаны – отсюда их высокая эффективность |
Информационно-коммуникационные технологии | Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. |
Целесообразность применения ИКТ в обучении определяется тремя вопросами: зачем это нужно мне, учителю? Что оно даёт ученикам? Каким образом я могу наиболее эффективно использовать ИКТ в учебном процессе? ИКТ важны для интенсификации обучения и создания условий саморазвития обучающихся. Мои задачи: 1)обеспечить учащимся
максимальный доступ к наглядной и чётко систематизированной учебной
информации, создать условия для её успешного усвоения; 2) способствовать развитию самостоятельности
и творческой активности обучающихся; 3) совершенствовать информационную
культуру и коммуникативные компетенции обучающихся. Пути решения этих задач я использую разные... Подробнее | В жёстких рамках условий, когда программы имеют
неизменный обязательный минимум, а количество часов неуклонно уменьшается, без
интенсификации обучения справиться с выполнением даже обязательного минимума по
программе сложно. В решении этой проблемы вижу два пути: блочная подача
учебного материала и применение информационно-коммуникационных технологий. Для
актуализации опорных знаний и интенсификации обучения широко использую блочную подачу материала и систему блоков
и опор, применение которых не только даёт экономию учебного времени, но и
способствует прочному усвоению программного материала. Очень важно, что блочный
способ подачи нового позволяет учащимся увидеть в целом раздел (или тему) Подробнее |