Пути применения ИКТ в школе | ДИСКИ на урок | ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-технологий |
1.
Использование пакета Microsoft
Office для создания в Wordе собственного дидактического
материала к урокам русского языка и литературы. 2.
Интернет -
ресурсы как источник информации и
средство обучения. 3.
Использование CD-дисков
(«С-Репетитор», «КМ-Школа» и др.) 4.
Применение АИС (MS PowerPoint
и др.) как инструмента обучения и творческого развития учащихся. 5. Создание и использование собственных, авторских медиапродуктов на основе АИС (MS PowerPoint и др.)
Особенно широко и эффективно мною используются возможности компьютерной презентации, созданной в АИС Power Point. 1. Собственно презентация курса в автоматическом режиме используется в рекламных целях перед выбором курсов и с обзорной, ознакомительной целью на первом занятии. 2. Учебное электронное пособие (УЭП) для учащихся предназначено для облегчения работы с теоретическим материалом: даёт возможность быстро, наглядно и эффективно освоить новые темы, повторить в случае необходимости основные термины и понятия, использовать содержание слайдов в качестве опоры для устного информационного сообщения и резюме. Данное учебное пособие используется для совместной и самостоятельной работы, индивидуальной и групповой, устной и письменной. Оно служит самоучителем и консультантом, с помощью которого обучающиеся, выбирая свой темп и степень погружения в учебный материал, самостоятельно выстраивают свою образовательную траекторию, контролируют и оценивают свой уровень знаний. При этом они развивают свои мыслительные и творческие способности, совершенствуют навыки работы с компьютером, а это усиливает привлекательность элективного курса для учащихся и повышает их мотивацию к учению. 3. Электронный обучающий тест «Секреты «зажигательной» речи» и глоссарий к нему дают возможность тренинга по усвоению трудной для учащихся темы, насыщенной большим количеством лингвистических терминов и литературоведческих понятий, которые легче запоминаются в «электронной игре». Это пособие для индивидуальной работы, основанное на принципах доверия и сознательности, позволяет разнообразить деятельность учащихся, воспитывает в них ответственное и серьёзное отношение к работе. Электронные пособия, созданные мною к программам этих курсов, позволили построить работу так, чтобы учащимся учиться было легко и интересно. Использование компьютерной технологии и проектного метода даёт богатую палитру форм, приёмов и методов организации занятий Этому способствовали и разнообразные формы организации занятий. Вот, например, какие занятия я провожу на курсе «Какая речь может всех увлечь?»: 1. Урок – презентация курса «Так какая речь может нас увлечь?» 2. Урок – исследование «Формула успеха». 3. «Мозговой штурм» по теме «Путь к трибуне» 4. Урок – семинар «Ну что сказать?» 5. Урок-практикум «Как сказать?» 6. Урок – конкурс «А ты умеешь убеждать?» 7. Урок – практикум «Конец – всему делу венец». 8. Урок – коллоквиум «Секреты «зажигательной» речи». 9. Урок – исследование (если есть возможность использовать видео- или аудиоматериалы) или урок – репетиция «Оратор на трибуне». 10. Урок – конференция «Звёздный час» или урок – игра «Пресс-конференция» (риторический анализ и самоанализ). В качестве одного из решений методических задач курса в созданном мною УМК предлагается примерная технологическая карта занятий. В технологической таблице предлагается один из возможных вариантов применения компьютерных технологий на занятиях – модульный (или блочный). Дело учителя – определить место этой формы работы на уроке: если ведётся исследование или «мозговой штурм» - можно использовать информационный модуль пособия для подтверждения своих выводов или обобщения в виде резюме. Если проводится семинарское занятие, то вполне уместно использовать соответствующий модуль в качестве плана для обсуждения вопросов или опоры для выступлений по данной теме. Обращение к пособию может носить не только коллективный, но и индивидуальный характер: если кому-то из учащихся есть необходимость вспомнить, повторить ранее изученное, уточнить термин, определение, в то время как другие, в этом не нуждающиеся, уже выполняют задание с применением этих знаний; если ученики (или группы учеников) получают каждый своё (или групповое) задание. Таким образом, компьютер выступает в роли помощника учителя в организации познавательной деятельности обучающихся, создавая им условия для индивидуально-ориентированного обучения при практической его направленности: обогащение речи учащихся и практика публичных выступлений. Обеспечить практическую направленность и эффективность обучения помогает проектная деятельность учащихся. |
На уроках русского языка применяю те электронные
тесты и тренажёры, которые соответствуют уровню изучения орфографии и
пунктуации в среднем звене. Например, портал «Грамота РУ», www.school.edu.ru |
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке, элективных курсах