Афанасьева Г.Н. Организация проектной деятельности на элективном курсе по русскому языку.
Каждое занятие – это шаг на пути к конечному результату - самостоятельно подготовленному на определённую аудиторию выступление с речью. Чтобы выбрать вид и жанр публичной речи, им приходится поработать с информацией, сопоставляя тексты, выясняя особенности судебной, общественной, торжественной, академической или экскурсионной речи, «примериться» к ним, а определившись с жанром и темой, ищут, подбирают литературу и фактический материал, на основе которых готовят собственные работы, после того как решат, будет ли это речь с трибуны или выступление с презентацией.
В том случае, когда обучающиеся выбирают выступление с презентацией, их задача усложняется не только умением создавать компьютерный продукт, но и умением соотносить свою устную речь с видеорядом на слайдах. Компьютер при этом служит помощником обучающегося в его творческом самовыражении.
Деятельностный подход – необходимое условие успешности проекта.
Обучать через деятельность (совместную или индивидуальную), способствовать развитию самостоятельности учащихся – функция учителя в организации проектной деятельности. Деятельность учителя и ученика на уроке представлены в их взаимосвязи и последовательности намечены в технологической карте занятий. Роль учителя в основном организационная (нацеливающая, направляющая – обеспечивать работой), консультационная (помочь словом и делом). Учебный (теоретический) материал предлагается учащимся к изучению в той мере, насколько они в нём заинтересованы в целях практического применения; поэтому виды и приёмы работы с ним предложены ориентировочно и могут использоваться по усмотрению учителя исходя из конкретных условий.
Для совершенствования устной монологической речи обучающихся я использую широкий арсенал средств, в том числе напечатанные с помощью компьютера и принтера так называемые печатные пособия, которые по своему содержанию соответствуют ЭП (электронному пособию) и предназначены для самостоятельной домашней работы (проектной) в качестве справочников. (Нет нужной литературы в библиотеке, нет домашних компьютеров.) Весь теоретический материал курса разбит на четыре основные темы и представлен в книжечках (для удобства применения):
Тема 1. Публичная речь и её виды.
Тема 2. Условия успеха оратора. (Взаимодействие оратора со слушателями. Работа над голосом.).
Тема 3. Как готовиться к выступлению (этапы подготовки).
Тема 4. Как работать над содержанием (Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения.).
Если нет возможности пользоваться компьютером во время занятий, эти печатные пособия могут быть полезны на уроке. Для практической работы на занятиях учащимся предлагается разнообразный раздаточный материал:
· тексты информативного содержания (например, об ораторах) для чтения и пересказа (опыт «изобретения» речи: о чём сказать?);
· тексты-образцы разных видов публичной речи (для анализа жанровых особенностей);
· тексты для реферирования;
· карточки-задания с планом подготовки речи;
· карточки-задания с выбором тем для данного жанра речи;
· карточки – памятки и т.д.
Предлагаемые дидактические материалы достаточно универсальны, чтобы один и
тот же текст можно было использовать на нескольких занятиях в разных целях: определить вид и жанр речи на одном занятии, особенности композиции – на другом; приёмы изложения или способы связи частей речи, виды аргументов и образные средства могут стать предметом исследования в зависимости от темы на других занятиях. Автономность каждого листа-задания делает практический материал оперативным и многофункциональным.
Выполнение заданий по образцам речей выдающихся ораторов разных времён и народов дает возможность учителю привлечь внимание учащихся к личности каждого из этих выдающихся деятелей, к их роли в истории своего народа, что имеет развивающее и воспитательное значение.
Помимо компьютерной техники, в процесс обучения на элективном курсе,
посвящённом развитию ораторского мастерства, можно и желательно включать использование видеоматериалов, аудиозаписей – это перспективное и очень действенное средство собираюсь использовать в этом учебном году, чтобы сделать элективный курс «Какая речь может всех увлечь» ещё более увлекательным и эффективным.
Опыт проведения защиты творческих проектов свидетельствует о том, что учащиеся даже при 10-часовом курсе заметно «вырастают» по сравнению с первым занятием: раскрепощаются, приобретают уверенность зажатые ученики, ярче, убедительнее или хотя бы яснее, логичнее выражают свои мысли. Любая, даже самая маленькая победа ученика над собой видна прежде всего ему самому, и это имеет огромное воспитательное значение: оратор уходит с трибуны с сознанием заслуженного успеха, с возросшим самоуважением и ощущением праздника. Вот почему наше зачётное занятие – защиту творческого проекта – мы теперь называем «звёздным часом».
На итоговом занятии «Звёздный час» в 2005-2006 учебном году перед аудиторией выступили «прокурор» с обвинительной речью, «адвокат» с защитной речью, два «экскурсовода» по лермонтовским местам и один искусствовед с экскурсией в музее, использовавшие компьютерные презентации, двое – с общественной (убеждающей) речью на экологическую тему, а ещё двое – с речью информационной по истории села и Томска. Все выступления соответствовали стилю и требованиям выбранного жанра и получили высокую оценку уважаемого жюри – присутствующих на защите моих коллег из соседних школ. Для итоговой аттестации проектов используется специальный протокол. В этом, 2006-2007 учебном году, учащиеся выбрали для себя другие виды и жанры публичных выступлений. Среди них были информационные речи на основе учебно-исследовательской работы («История моего села», «Поэты-земляки», «Литература Сибири», «Спортивная слава томичей»), есть речи экскурсионные (по пушкинским местам), хвалебные («А я люблю рыбалку!», «Любимая школа», «Любимая профессия») и убеждающие («Спорт – это здорово!»). Выросло число проектов с применением компьютерной презентации. Прежде всего это экскурсии («В музее Пушкина») Выполнить все эти проекты помогло то, что, прежде чем приступить к этому элективному курсу, я впервые провела элективный курс «Презентация – это здорово!», на котором научила девятиклассников работать в Power Point и создавать собственные компьютерные презентации, используя проектную технологию и элементы учебно-исследовательской деятельности. Именно тогда были выбраны и начали разрабатываться многие из названных тем.
Элективный межпредметный курс «Презентация может всё» строится на основе интеграции информатики в её прикладной функции (получение практических навыков работы с компьютером и знакомство с современными информационными технологиями), русского языка в его коммуникативной функции (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), литературы (осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения - ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); и ряда других образовательных областей, привлечённых в связи познавательными и творческими интересами учащихся в процессе создания презентаций.
После успешного проведения этого курса все – учителя и ученики – убедились в ценности приобретённого опыта: открылась возможность применять полученные с помощью этого элективного курса знания и умения на других уроках и во внеурочной деятельности, закрепляя и углубляя их. Использование компьютерной презентации в качестве формы для представления содержания информации (моделирование объектов, процессов, явлений) из любых предметных областей способствует также закреплению и углублению знаний по этим предметам. Интегративность курса придаёт ему занимательность и усиливает мотивацию к учению. Приведу результаты итогового анкетирования обучающихся (всего 6):
Вопросы |
Положительная оценка |
отрицательная оценка |
Отношение к курсу |
мне очень понравилось 6 |
это не для меня 0 |
Оцени свою работу? |
я научился … 6 (доволен результатом) |
я не научился … 0 (не доволен) |
Хотел бы и дальше заниматься? |
да 6
|
нет 0 |
Интегративный характер курса требует особой организации учебного процесса, отличительной особенностью которого является практико-ориентированный подход, обеспечивающий каждому обучающемуся практическое овладение технологическими приёмами создания 1) компьютерного продукта в среде Power Point (техническое выражение проекта) и 2) проекта как результата творческого применения знаний и умений из разных образовательных областей в соответствии с поставленными им (автором проекта) целями и задачами (содержательная часть – собственный текст и иллюстративный материал к нему.
Создание собственного текста, речевое оформление проекта – это знакомая и в целом уже освоенная учащимися на уроках компетенция коммуникативной функции русского языка, не имеющая предела в своём совершенствовании, а потому всегда востребованная. Занятия строятся по принципу «от теории к практике» с учётом индивидуальных потребностей и способностей учащихся на основе деятельностного подхода и практической направленности обучения компьютерным технологиям.
Предлагаются следующие виды деятельности учащихся на занятиях:
· упражнение «След в след» (пошаговое повторение действий учителя);
· анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей;
· анализ цветовых схем с целью определения их сочетаемости и эргономичности в разных шаблонах (по выбору);
· составление макета слайда по конкретной теме;
· оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео);
· устные информационные сообщения учащихся по самостоятельно проработанным темам курса (по выбору);
· написание собственных вариантов схемы и сценария презентации;
· составление текстов и подбор иллюстративного материала;
· самостоятельная подготовка зачётной презентации: выбор темы, вида и жанра, отбор информации, аргументов и фактов;
· украшение презентации;
· настройка и показ презентации;
· анализ выступлений товарищей и самоанализ.
Зачётная работа – индивидуальный творческий проект: самостоятельно сделанная презентация, создавая которую учащиеся сами выбирают
§ жанр проекта: социальный, информационный, исследовательский, творческий;
§ предметную область и конкретную тему,
§ шаблон, оформление, схему и сценарий со всеми материалами для своей презентации. Тематика презентаций может варьироваться с учётом интересов и возможностей обучающихся, за которыми сохраняется право выбора: можно взять любую тему из предложенного списка или взять свою тему, предварительно согласовав её с преподавателем.
Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии
· активности на занятиях (заполнение обучающей тетради-презентации);
· выполнения не менее 3 обязательных лабораторных работ, представленных в установленный срок в предложенной учителем форме (выполнение заданий в рабочей тетради-презентации;
· защиты индивидуального творческого проекта – показа презентации.
Степенью полноты и качественности исполнения проекта определяется успешность обучения. Предполагается, что компьютерная презентация может иметь два уровня технического исполнения: обязательный (минимум знаний и умений по курсу) и творческий (развивающий по цели и добровольный по участию). Обязательный минимум: линейная презентация из 5-7 слайдов на основе шаблона с разными видами макетов, вставкой текста, изображения и элементами анимации в режиме автоматическом или по щелчку. Творческий уровень: презентация любой схемы оправданно усложнённого вида…+ использование анимации, звука или видео, гиперссылок, группировки изображений (перечень не обязательный).
Содержательная сторона презентации оценивается по следующим критериям:
· соответствие заявленной теме, цели и задачам;
· полнота освещения проблемы;
· ясность и чёткость изложения (качество текстов, их лаконизм);
· наличие аргументированного вывода;
· выразительность и уместность изобразительных средств (видеоряда);
· стилевое единство формы и содержания;
· корректность и эргономичность.
Успешно справившиеся с программой курса получают сертификаты официально установленного образца с оценками «хорошо» или «отлично». Учащиеся в основном работают самостоятельно, выстраивая собственную образовательную траекторию в соответствии с воплощаемым проектом. Роль учителя–консультанта важна как непременное условие успешности проектной деятельности учащихся. Основная нагрузка на занятиях связана с освоением новых для учащихся знаний и умений в работе с компьютером – в создании компьютерной презентации как таковой. Известно, что при обучении русскому языку язык одновременно является и предметом, и средством обучения. При обучении компьютерной презентации средством обучения презентации становится шаблон, «заготовка». Можно отрабатывать различные приёмы создания элементов презентации, каждый раз начиная с нуля и применяя разные шаблоны. А можно организовать процесс обучения на основе специально разработанной обучающей тетради-презентации (ОТП) – по аналогии с печатными рабочими тетрадями для учащихся (например, по русскому языку).
В чём смысл применения такой тетради-презентации? Во-первых, с самого первого слайда она несёт не только записанную на слайдах информацию, но сама является наглядным образцом, примером, свидетельством, подтверждающим данную информацию: тетрадь-шаблон демонстрирует на себе все используемые возможности создания, изменения и совершенствования электронного продукта, называемого компьютерной презентацией. Во-вторых, на слайдах помещаются вопросы и задания, выполняя которые учащийся заполняет тетрадь, изменяя и дополняя её так, что она может менять свой вид и объём, отражая уровень обученности «хозяина». В-третьих, чтобы обеспечить свободное рабочее поле на слайде, вспомогательная учебная информация вынесена в область, предназначенную для заметок. Здесь указывается тема и основное содержание занятия, виды лабораторных заданий, этапы их выполнения и пр. В-четвёртых, при сохранении тех вариантов практических работ, на которых обучающийся остановил свой окончательный выбор, каждая такая тетрадь становится авторской, именной – неповторимой и индивидуальной – это тоже реальный, зримый и имеющий свою ценность результат обучения. В тетради-презентации ребята делают свои первые шаги в подготовке проекта: знакомятся с темами, жанрами, выбирают то, что им интересно (перечень примерный):
Информационные проекты:
Моя семья
Моя родословная
Моя биография (Мой альбом)
Школа в моей жизни
Какие профессии мы выбираем
Социальные проекты:
Чтобы село процветало
Нам в селе нужен газ
Исследовательские проекты:
История родного села
Почему люди не летают, как птицы?
Поэты и писатели земли Томской (Чаинской, Сибирской)
Почему так говорят?
Загадки природы
Тайны истории
Творческие проекты:
Чем мне дорог край родной?
Лучший город Земли
Что значит Родину любить?
Любимые герои книг
В результате проведения занятий курса «Презентация может всё» его основная цель – помочь обучающимся в овладении технологией создания и использования компьютерной презентации как средства эффектного и эффективного представления собранных материалов, результатов исследований и творчества, способствующих успешности и профессиональной ориентации школьников – была достигнута. По итогам обучения на трёх моих элективных курсах с применением компьютерных и проектной технологий все участники образовательного процесса успешно защитили свои проекты и получили сертификаты, свидетельствующие о том, что главные свои задачи они выполнили:
овладели разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, в том числе умениями свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимая их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации, навыками редактирования текста, создания собственного текста;
приобрели практические умения, необходимые для создания компьютерной презентации на основе авторской среды POWER POINT, для использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий при обработке, передаче, систематизации информации, создании баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
приобрели опыт подготовки и проведения публичных выступлений (высказывание, монолог), следования этическим нормам и правилам ведения скрытого диалога с аудиторией;
научились выстраивать свою деятельность по проектной технологии: самостоятельно приобретать и применять знания; вести планирование и сбор материала, формулировать и доказывать свою точку зрения, выступая перед аудиторией;
реализовали предоставленную им возможность развития познавательного интереса к изучению и применению ИКТ в учебной и профессионально ориентированной деятельности,
совершенствовали свои творческие способности, связанные с развитием речи, чувства стиля, художественного вкуса, с умением работать в исследовательской группе и формулировать свои взгляды.