Автор: Сулейманова
Гюнель. Соавторы: Лобкова Дарья, Галда
Надежда, Ларькин Дмитрий
Руководитель:
Афанасьева Галина Николаевна, учитель
русского языка и литературы
Тема: Сценарий и проведение Дня Поэта в школе
Образовательное
учреждение: МОУ ЛеботёрскаяООШ Чаинского района.
Используемые
медиаресурсы: текстовый редактор
WORD, редактор составления слайд-презентаций
PowerPoint, Интернет
ресурсы.
Цель
проекта:
Развитие
творческих способностей учащихся, ориентированных на гуманитарное образование и
мотивации к урокам литературы
Развитие когнитивных способностей: овладение основными операциями мыслительной
деятельности; повышение любознательности,умения рассуждать, выбирать наиболее сильные, убедительныеаргументы и делать выводы;
Развитие и
формирование навыков публичной речи; логического и образного мышления,
внимания, памяти.
1.
Актуальность темы.
Всё
меньше времени отводится в школе на
изучение русской словесности. И на уроке литературы просто невозможно
«втиснуть» в рамки урока всё, что интересно учителю и учащимся. Возникает потребность поделиться своими
открытиями и обменяться впечатлениями с товарищами, увлечь их своим любимым предметом. С целью повышения интереса учащихся к литературному творчеству и
пополненияих рядов новыми поклонниками
литературы и была предложена автором идея об установлении в школе особого дня –
Дня писателя (поэта).
2.Описание идеи проведения Дня Писателя (Поэта) в
школе.
День Писателя (Поэта)
– проект, созданный инициативной группой учащихся 7 (ныне 8) класса, поддержавших
идею автора - своей одноклассницы. Эта идея заключается в том, чтобы провести в
школе День Писателя, главное событие его
– литературный
вечер, разработанный на основе предложенной
автором модели и реализуемый участниками проекта. Цель авторского проекта – заинтересовать участников вечера литературой,
проявить свои творческие и организаторские способности,способствовать интеллектуальному и
творческому развитию детского
коллектива; сплотить ребят вокруг предложенной идеи с целью рождения в
перспективе новой школьной традиции.
Первоначальная модель сценария,
предложенная автором: основу сценария составляют 4 тематических блока. Каждый блок
содержит информационную часть об
одном из поэтов, викторину, конкурс
чтецов произведений данного поэта. Между блоками задумано провести занимательные игры, объявить итоги инаградить юных сочинителей – участниковзаранее объявленного и проведённого творческого
конкурса. Объявление – афиша содержит задание всемучащимся: подготовиться к конкурсу чтецов и
конкурсу сочинителей – юных авторов стихов, сказок, рассказов. Так в подготовку
к вечеру вовлекаются все интересующиеся
литературой, творчеством и желающиепроявить себя.
3. Формулировка проблемы.
А какими они были, наши поэты-классики?
Почему их знают, помнят и любят через века? Каким должно быть конкретное содержание
разработанного сценария, чтобы эта модель проекта достигла своей главной цели –
увлечь аудиторию, сделать литературный вечер интересным, необычным? С помощью каких средствлучше всего реализовать данную идею?
4.Выдвижение гипотезы.
О содержании: кроме природной одарённости, важна
личность поэта – его характер, обстоятельства жизни, которые способствуют или
мешаютразвитию таланта, определяют его
успех. Информация должна быть а) новой
(не повторять урок) и конкретной, б) доступной (близкой по жизненному опыту детям);
в) понятной(излагать просто и ясно); г)
наглядной (использовать портреты, иллюстрации, документы, фото-, видео-, аудиоматериалы). Компьютерная
презентация в качествесопровождения
выступающих – лучшее средство реализации
этих требований, а Интернет – главный помощник в поиске новой
(незнакомой)информации.
5.Проверка, реализация гипотезы.
1. Для начала провели
опрос ребят по классам: какие
писатели и поэты им интересны, что хотелось бы услышать (узнать) о них. Выяснили,
что самые популярные у ребят – поэты-классики: Пушкин, Лермонтов, Жуковский,
Некрасов, все знают их имена и стихи, но
о них самих знают в общих чертах. Решено:
·представитьсамых знаменитых поэтов Россиитак, чтобы они открылись ребятам по-новому,
стали ближе и понятнее личностно;
·использовать в сценарии вечера различные формы: выступлениес
презентацией, конкурс чтецов, конкурс сочинителей, викторина-лотерея.
·распределить между собой проектные задания: 1) по
созданию сценария – каждый берёт
подготовку одного информационного блока (с презентацией), одной игры, 2) часть
организационных обязанностей по
реализации проекта (составление и оформление афиши, курирование подготовки
чтецов по классам, привлечение к конкурсу сочинителей).
2. Сбор
информации начали с просмотра данных о поэтах в школьных учебниках (задача
– не повторяться), изучили имеющуюсялитературу в библиотеке, затем провели поиск в Интернете (сохранили
файлы для исследования содержания и последующего выбора). Пришли к выводу:
информации в Интернете много, она разнообразна, чтозатрудняет выбор, зато ею легче оперировать:
редактировать, делать купюры, печатать, вставлять на слайды презентации. Особенно
Интернет облегчает получение и применение иллюстративного материала. Больше
всего материала накопили о Пушкине и Лермонтове, мало – о В.А. Жуковском, зато
удалось найти и скачать видеосюжет о нём. Наиболее ценны оказались материалы
сайтов, рассказывающих о литературных музеях, предоставляющих возможность
увидеть и использоватьматериалы
экспозиций, посвящённыхжизни и
творчеству поэтов. Они натолкнули нас на мысль, что именно музеи – главные
свидетели и хранители народной памяти о поэтической славе России. Недарому нас в стране отмечается День музеев -18
мая. Наш проект оказался тесно увязанным с ним по времени реализации.
3. Работа над
содержанием рассказа о поэте: конкретизациятемы и основной мысли, выбор фактов и сведений,вызвавших наибольший интерес и важных для
характеристики личности и творчества поэта; речевое оформление будущего
выступления. Критерии отбора материала: 1) выбирать интересное для ровесников;
2) не повторять хорошо известное всем; 3) составить представление о характере
человека и судьбе; 4)выделить наиболее значимые произведения этого поэта,
которые принесли ему славу (почему?); 5) выбрать своё любимое в творчестве
этого поэта.Вывод: это самая сложная,
трудоёмкая и ответственная часть проекта, потому что от качества речи зависит
успех выступления.
4. Создание компьютерной презентации «с нуля»:
познакомились с возможностями редактора PowerPoint, узнали основные объекты, инструменты и операции,
необходимые длясоздания компьютерной
презентации; распределили материалы
выступлений «поэкранно» и определили
содержание каждого слайда —разбивка
текста (тезисы речи), выбор и вставка рисунков,
фото и пр.; выбрали сами структурывзаимосвязислайдов (экранов) и средств
анимации. Вывод: работать над
презентацией поначалу было трудно, ноувлекательно;
работа над содержанием слайдов помогала критически оценить первоначальный текст
выступления, выявить целесообразность использования той или иной информации.
Всё это учит определять важное,отсекать
лишнее, отчего речь становится композиционно стройнее, а содержание
выразительней. Выстраивание видеоряда
в презентации, сопровождающей речь, - процессне только технический, но и творческий: в нём находит своё выражение
авторская позиция, так как воздействие на восприятие и эмоциональный настрой аудитории зависит от умело расставленных
акцентов.
5.Работа
над информационным блоком о поэте завершается
составлениемвопросов викторины.
Чётко определили её цель: стимулирование и поощрение внимания и интереса участников
вечера к содержанию выступлений, а не контроль знаний. Такие викторины обязательно должны иметь
своих победителей, но победа при этом должна быть заслуженной. Выводы: чтобывикторина имела успех, 1) вопросов не должно быть много, например, 5
(нельзя отвлекаться от главного); 2) вопросы должны быть чётко сформулированы;
3) правильные ответы должны ясно прозвучатьв рассказахведущих; 4)
правильные ответы обязательно озвучиваются и поощряются.
6. Пауза между выступлениями
должна быть небольшой. Её назначение – переключить внимание, дать передышку перед
началом следующего выступления. Вывод: конкурс чтецов и объявление призёров проводить в это времянецелесообразно, потому что они 1) проводятся
не с целью отдыха, их назначение – вовлечь
ребят в творческий процесс, приобщить к искусству слова и поддержать их
стремлениек самовыражению; 2) если конкурс
прерывается, внимание рассеивается – его
труднее судить; 3) нежелательный взрыв эмоций, связанных с результатами
конкурсов, может отразиться на восприятии основной части сценария. Решено: заполнить
паузы короткими литературными играми, а конкурс чтецов и объявление итогов всех конкурсов перенести в
финальную часть вечера; вести игры по очереди.
7. Финал вечера
составляют конкурс чтецов и награждение победителей и всех активных участников
вечера. Вопросы для обдумывания: за что наградить? чем наградить? Учитывая то,
что в школе многие ребята собирают портфолио достижений, решили:наградить дипломами 1, 2, 3 степени
победителей конкурсовивручить сертификаты участиятем, ктоактивно и результативно участвовал в викторинах и играх. Проекты дипломов и сертификатов разработали
сами, обсудили оформление и текст, создалии напечатали с помощью компьютера. В честь Дняпоэта использовали в оформлении портретыпоэтов, представленных в этом проекте.
План
реализации проекта:
·Составление
текста и изготовление афиши, возвещающей о готовящемся вечере –
·Рекламная
кампания в классах, консультации разработчиков проекта с будущими участниками
конкурсов
·Сбор произведений,
представленных на конкурс сочинителей
·Приём заявок на
участие в конкурсе чтецов
·Литературный
вечер «День Поэта»
·Обсуждение
проекта «по горячим следам»
·Опрос мнений
участников вечера
·Написание отчёта
о своейчасти проекта
·Оформление
отчётной презентации 2007г
6.
Анализ получившегося продукта
пользоваться информацией
Интернета, создавать презентации; учились выступать перед аудиторией,
организовывать свою работу и деятельность других, попробовали себя в роли
лидеров, развивали умение работать в команде.
Для
написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD. Итоговый материал представлен также в виде
презентации, выполненной в редакторе POWERPOINT.