Опыт применения новых технологий в практике преподавания
Формула успеха
От
педагогики сотрудничества к идее личностно-ориентированного обучения:
Задача учителя русского языка и литературы - через развитие образного мышления стимулировать в детях потребность
в саморазвитии и самосовершенствовании, в приобретении культуры умственного и
творческого труда. Путь – от индивидуального подхода в обучении к
индивидуализации образовательного пространства. А «формула успеха» -
опираясь на личный интерес ребёнка, развивать его творческую инициативу,
мотивирующую развитие интеллекта, и тем самым способствовать
формированию индивидуальности, которая определяет социальный успех
личности.
Совершенствование сотрудничества с
учащимися в условиях небольшой наполняемости классов стало возможным
благодаря реализации на практике идей индивидуально-ориентированного
обучения
Личность каждого растущего
человека уникальна. Мы стараемся
развить в наших учащихся те компетентности, которые помогут им стать успешным в жизни. Быть успешными они учатся
уже в школе: имея некий образ своего будущего как мечту, школьники ставят её себе целью
и «ищут» применения своим силам и возможностям
– учатся работать на своё будущее, воплощать мечту в реальность.
Отказ от оценки, в первую очередь от «двойки», как
окончательного приговора ученику; особая система учёта знаний и контроля за
продвижением к успеху каждого обучающегося (мониторинг); многократное и
вариативное повторение; свободный выбор уровня сложности и степени самостоятельности,
темпа работы и уровня её результативности; возможность самопроверки и
самооценки. Дети имеют комфортные психологические условия для обучения и
воспитания, характеризующиеся уважением к личности ученика и доверием к нему;
имеютравные (не зависящие от того, «отличник»или «троечник») возможности для достижения нужного результата – успеха.
Каждый ребёнок пользуется правом совершенствовать свои знания и умения и может
повышать уровень своей компетентности по любой теме в течение всего учебного
года.
С
Модульная технология построения учебного курса
Индивидуально-ориентированный способ обучения
.Составляя рабочие программы по русскому
языку, выстраиваю систему тематических блоков, которые делятся на
модули, с чётко заданными по своим функциональным особенностям уроками: урок
погружения в новую тему, урок-практикум, уроки отработки ИОУП, уроки контроля и
другие
Подробнее
Ключевыми словами индивидуально-ориентированного способа обучения являются «развитие»,«индивидуальность»,
«свобода»,«самостоятельность», «творчество» .Уровневая дифференциация заданий – основа
индивидуализации обучения (ИОУП–индивидуально-ориентированные учебные планы).
Подробнее
.Проблемное обучение
Алгоритмы и опорные конспекты
Приёмы проблемного
обучения ориентируют на содержательный анализ
проблем.
Использую кажущуюся
противоречивость в содержании учебного материала, ввожу состояние
познавательного поиска путем столкновения различных суждений учащихся (Почему
по-разному пишутся слова?). Создаю ситуации затруднения, побуждающие
учащихся к доказательству, обоснованию высказанных предположений. Развитие логического мышления способствует развитию творческого мышления (Если это не краткое
прилагательное и не наречие, то что? – Приходим к понятию «категория состояния»)
На этапе
первичного усвоения знаний опоры в виде алгоритмов и ОК (опорных конспектов)
очень важны: с их помощью обучающиеся быстрее и легче приобретают автоматизм
навыков, учатся быстрому и точному запоминанию информации. Опоры – алгоритмы
включаю в содержание задания карточки-тренажёра, что помогает детям
развивать аналитическиеспособности:
умение устанавливать причинно-след-ственные связи. Точное описание системы
действий ведёт к безошибочному решению тех задач, на которые онирассчитаны – отсюда их высокая эффективность
Информационно-коммуникационные технологии
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей
учебного материала.
Целесообразность применения ИКТ в обучении определяется тремя вопросами:зачем это нужно мне, учителю? Что оно
даёт ученикам? Каким образом я могу наиболее эффективно использовать ИКТв учебном процессе? ИКТ важны для интенсификации обучения и созданияусловий саморазвития обучающихся.
Мои задачи: 1)обеспечить учащимсямаксимальный доступ к наглядной и чётко систематизированной учебной
информации, создать условия для её успешного усвоения;2) способствовать развитию самостоятельности
и творческой активности обучающихся; 3) совершенствовать информационную
культуру и коммуникативные компетенции обучающихся. Пути решения этих задач я использую разные... Подробнее
В жёстких рамках условий, когда программы имеют
неизменный обязательный минимум, а количество часов неуклонно уменьшается, без
интенсификации обучения справиться с выполнением даже обязательного минимума по
программе сложно. В решении этой проблемы вижу два пути: блочная подача
учебного материала и применение информационно-коммуникационных технологий. Для
актуализации опорных знаний и интенсификации обучения широко использую блочную подачу материала и систему блоков
и опор, применение которых не только даёт экономию учебного времени, но и
способствует прочному усвоению программного материала. Очень важно, что блочный
способ подачи нового позволяет учащимся увидеть в целом раздел (или тему) Подробнее