Вторник, 19.03.2024, 10:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка Афанасьевой Г.Н.

Категории раздела
Школьные новости [1]
Сообщения о событиях в жизни школьного коллектива
Новое на моём сайте [0]
Обратите внимание [1]
Важные новости из других источников
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 116
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Locations of visitors to this page Помощь блогеру

Проектная деятельность

 

Афанасьева Г.Н.  Организация проектной   деятельности на элективном курсе по русскому языку.

Каждое занятие – это шаг на пути к конечному результату -  самостоятельно подготовленному на определённую аудиторию выступление с речью. Чтобы выбрать  вид  и жанр публичной речи, им  приходится поработать с информацией, сопоставляя тексты,   выясняя особенности судебной, общественной, торжественной, академической или экскурсионной речи, «примериться» к ним, а определившись с жанром и темой,  ищут, подбирают литературу и фактический материал, на основе которых готовят собственные работы, после того как решат, будет ли это речь с трибуны или выступление с презентацией.

В том случае, когда обучающиеся выбирают выступление  с презентацией, их задача усложняется не только умением создавать компьютерный продукт, но и умением соотносить свою устную речь с видеорядом на слайдах. Компьютер при этом служит помощником  обучающегося в его творческом самовыражении. 

Деятельностный подход – необходимое условие успешности  проекта.

Обучать через деятельность (совместную или индивидуальную), способствовать развитию самостоятельности учащихся – функция учителя в организации проектной деятельности. Деятельность учителя и ученика на уроке представлены в их взаимосвязи и последовательности намечены в технологической карте занятий. Роль учителя в основном организационная (нацеливающая, направляющая – обеспечивать работой), консультационная (помочь словом и делом). Учебный (теоретический) материал предлагается учащимся к изучению в той мере, насколько они в нём заинтересованы в целях практического применения;  поэтому виды и приёмы работы с ним предложены ориентировочно и могут использоваться по усмотрению учителя исходя из конкретных условий.

Для совершенствования устной монологической речи  обучающихся я использую  широкий арсенал средств, в том числе напечатанные с помощью компьютера и принтера так называемые печатные пособия, которые по своему содержанию соответствуют ЭП (электронному пособию) и  предназначены для самостоятельной домашней работы (проектной) в качестве справочников. (Нет нужной литературы в библиотеке, нет домашних компьютеров.) Весь теоретический материал курса разбит на четыре основные темы и представлен в книжечках (для удобства применения):

Тема 1. Публичная речь и её виды.

Тема 2. Условия успеха оратора. (Взаимодействие оратора со слушателями. Работа над голосом.).

Тема 3. Как готовиться к выступлению (этапы подготовки).

Тема 4. Как работать над содержанием (Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения.).

Если нет возможности пользоваться компьютером во время занятий, эти печатные пособия могут быть полезны на уроке. Для практической работы на занятиях учащимся предлагается разнообразный раздаточный материал:

·          тексты информативного содержания (например, об ораторах) для чтения и пересказа (опыт «изобретения» речи: о чём сказать?);

·          тексты-образцы разных видов публичной речи (для анализа жанровых особенностей);

·          тексты для реферирования;

·          карточки-задания с планом подготовки речи;

·          карточки-задания с выбором тем для данного жанра речи;

·          карточки – памятки и т.д.

Предлагаемые  дидактические материалы достаточно универсальны, чтобы один и

тот же текст можно было использовать на нескольких занятиях в разных целях: определить вид  и жанр речи на одном занятии, особенности композиции – на другом; приёмы изложения или способы связи частей речи, виды аргументов и образные средства могут стать предметом исследования в зависимости от темы на других занятиях. Автономность каждого листа-задания делает практический материал оперативным и многофункциональным.

Выполнение заданий по образцам речей выдающихся ораторов разных времён и народов дает возможность учителю привлечь внимание учащихся к личности каждого из этих выдающихся деятелей, к их роли в истории своего народа, что имеет развивающее и воспитательное значение.

Помимо компьютерной техники, в процесс обучения на элективном курсе,

посвящённом развитию ораторского мастерства, можно и желательно включать использование видеоматериалов, аудиозаписей – это перспективное и очень действенное средство собираюсь использовать в этом учебном году, чтобы сделать элективный курс «Какая речь может всех увлечь» ещё более увлекательным и эффективным.

                Опыт проведения защиты творческих проектов свидетельствует о том, что учащиеся даже при 10-часовом курсе  заметно «вырастают» по сравнению с первым занятием: раскрепощаются, приобретают уверенность зажатые ученики, ярче, убедительнее или хотя бы яснее, логичнее выражают свои мысли. Любая, даже самая маленькая победа ученика над собой видна прежде всего ему самому, и это имеет огромное воспитательное значение: оратор уходит с трибуны с сознанием заслуженного успеха, с возросшим самоуважением и ощущением праздника. Вот почему наше зачётное занятие – защиту творческого проекта –  мы теперь называем «звёздным часом».

На итоговом занятии «Звёздный час» в 2005-2006 учебном году  перед аудиторией  выступили «прокурор» с обвинительной речью, «адвокат» с защитной речью,  два «экскурсовода»  по  лермонтовским местам и один искусствовед с экскурсией в музее,  использовавшие компьютерные презентации, двое – с общественной (убеждающей) речью  на экологическую тему,  а ещё двое –  с речью информационной по истории села и Томска. Все выступления соответствовали стилю и требованиям выбранного жанра и получили высокую оценку уважаемого жюри – присутствующих на защите моих коллег из соседних школ. Для итоговой аттестации проектов используется специальный протокол.  В этом,  2006-2007 учебном году, учащиеся выбрали для себя другие виды и жанры публичных выступлений. Среди них были информационные речи на основе учебно-исследовательской работы («История моего села», «Поэты-земляки», «Литература Сибири», «Спортивная слава томичей»), есть речи экскурсионные (по пушкинским местам), хвалебные («А я люблю рыбалку!», «Любимая школа», «Любимая профессия») и убеждающие («Спорт – это здорово!»). Выросло число проектов с применением компьютерной презентации. Прежде всего это экскурсии  («В музее Пушкина»)  Выполнить все эти проекты помогло то, что, прежде чем приступить к этому элективному курсу, я  впервые провела элективный курс «Презентация – это здорово!», на котором научила девятиклассников работать в Power Point и  создавать собственные компьютерные презентации, используя проектную технологию и элементы учебно-исследовательской деятельности. Именно тогда были выбраны  и начали разрабатываться  многие  из  названных тем.

Элективный  межпредметный  курс «Презентация может всё»  строится на основе интеграции информатики в её прикладной функции (получение практических  навыков  работы с компьютером и знакомство с современными информационными технологиями),  русского языка  в его коммуникативной функции (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), литературы (осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения - ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); и ряда других образовательных областей, привлечённых в связи познавательными и творческими интересами учащихся в процессе создания презентаций.

После  успешного проведения этого курса все – учителя и ученики – убедились в ценности приобретённого опыта: открылась возможность применять  полученные с помощью этого элективного курса знания и умения на других уроках и во внеурочной деятельности, закрепляя и углубляя их. Использование компьютерной презентации в качестве формы для  представления содержания информации (моделирование объектов, процессов, явлений) из любых предметных областей способствует также закреплению и углублению знаний по этим предметам. Интегративность курса придаёт ему занимательность и усиливает мотивацию к учению. Приведу результаты итогового анкетирования    обучающихся (всего 6):

Вопросы

Положительная оценка

отрицательная оценка

Отношение  к курсу

мне очень понравилось  6   

это не для меня   0

Оцени свою работу?

я научился …             6

(доволен результатом)   

я не научился …      0

(не доволен)

Хотел бы  и дальше

заниматься?

да                                6

 

нет                             0

 

Интегративный характер курса требует особой организации учебного процесса, отличительной особенностью которого является практико-ориентированный подход, обеспечивающий каждому обучающемуся практическое овладение  технологическими приёмами создания 1) компьютерного продукта  в среде Power Point (техническое выражение проекта) и 2) проекта как результата творческого применения знаний и умений из разных образовательных областей в соответствии с поставленными  им (автором проекта) целями и задачами (содержательная часть – собственный текст и иллюстративный материал к нему.

  Создание собственного текста, речевое оформление проекта – это знакомая и в целом уже освоенная учащимися на уроках компетенция коммуникативной функции русского языка, не имеющая предела в своём совершенствовании, а потому всегда востребованная. Занятия строятся по принципу «от теории к практике» с учётом индивидуальных потребностей и способностей учащихся на основе деятельностного подхода и практической направленности обучения  компьютерным технологиям.

Предлагаются следующие виды деятельности учащихся на занятиях:

·          упражнение «След в след» (пошаговое повторение действий учителя);

·          анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей;

·           анализ цветовых схем с целью определения их сочетаемости и эргономичности  в разных шаблонах (по выбору);

·          составление макета слайда по конкретной теме;

·          оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео);

·          устные информационные сообщения учащихся по самостоятельно проработанным темам курса (по выбору);

·          написание собственных вариантов схемы и сценария презентации;

·          составление текстов и подбор иллюстративного материала;

·          самостоятельная подготовка зачётной презентации: выбор темы, вида и жанра, отбор информации, аргументов и фактов;

·           украшение презентации;

·           настройка и показ презентации;

·          анализ выступлений товарищей и самоанализ.

Зачётная работа – индивидуальный творческий проект: самостоятельно сделанная презентация, создавая которую учащиеся сами выбирают

§          жанр проекта: социальный, информационный, исследовательский, творческий;

§          предметную область и конкретную тему,

§          шаблон, оформление, схему и сценарий со всеми материалами для своей презентации. Тематика презентаций может варьироваться с учётом интересов и возможностей обучающихся, за которыми сохраняется право выбора: можно взять любую тему из предложенного списка или  взять свою тему, предварительно согласовав её с преподавателем.

Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии

·          активности на занятиях (заполнение обучающей тетради-презентации);

·          выполнения не менее 3 обязательных лабораторных работ, представленных в установленный срок в предложенной учителем форме (выполнение заданий в рабочей тетради-презентации;

·          защиты индивидуального творческого проекта – показа презентации.

Степенью полноты и качественности исполнения проекта определяется успешность обучения. Предполагается, что компьютерная презентация может иметь два уровня технического исполнения: обязательный (минимум знаний и умений по курсу) и творческий (развивающий по цели и добровольный по участию). Обязательный минимум: линейная презентация из 5-7 слайдов на основе шаблона с разными видами макетов, вставкой текста, изображения и элементами анимации в режиме автоматическом или по щелчку. Творческий уровень: презентация любой схемы оправданно усложнённого вида…+ использование анимации, звука или видео, гиперссылок, группировки изображений (перечень не обязательный).

Содержательная сторона презентации оценивается по следующим критериям:

·          соответствие заявленной теме, цели и задачам;

·          полнота освещения проблемы;

·          ясность и чёткость изложения (качество текстов, их лаконизм);

·          наличие аргументированного вывода;

·          выразительность и уместность изобразительных средств (видеоряда);

·          стилевое единство формы и содержания;

·          корректность и эргономичность.

Успешно справившиеся с программой курса получают сертификаты официально установленного образца с оценками «хорошо» или «отлично». Учащиеся в основном  работают самостоятельно, выстраивая собственную образовательную траекторию в соответствии с воплощаемым проектом.  Роль учителя–консультанта важна  как непременное условие успешности  проектной деятельности учащихся. Основная нагрузка на занятиях связана с освоением новых для учащихся знаний и умений в работе с компьютером – в создании компьютерной презентации как таковой.  Известно, что при обучении  русскому языку  язык одновременно является  и предметом,  и средством  обучения. При обучении компьютерной презентации средством обучения  презентации становится  шаблон, «заготовка». Можно отрабатывать различные приёмы  создания элементов презентации, каждый раз начиная с нуля и применяя разные шаблоны. А можно организовать процесс обучения  на основе специально разработанной обучающей тетради-презентации (ОТП) – по аналогии с печатными рабочими тетрадями для учащихся  (например, по русскому языку).

В чём смысл применения такой  тетради-презентации?  Во-первых,  с самого первого слайда она несёт не только записанную  на слайдах информацию, но  сама является наглядным образцом, примером, свидетельством,  подтверждающим  данную информацию: тетрадь-шаблон демонстрирует на себе все используемые возможности создания, изменения и совершенствования электронного продукта, называемого компьютерной презентацией.  Во-вторых, на слайдах помещаются вопросы и задания, выполняя которые учащийся заполняет тетрадь, изменяя и дополняя её так, что она может менять свой вид и объём, отражая уровень обученности «хозяина». В-третьих, чтобы обеспечить свободное рабочее поле на слайде,  вспомогательная  учебная информация  вынесена в область, предназначенную для заметок. Здесь  указывается тема и основное содержание занятия, виды лабораторных заданий,  этапы их выполнения и пр.    В-четвёртых, при сохранении тех вариантов практических работ, на которых  обучающийся остановил свой окончательный  выбор,   каждая такая тетрадь становится  авторской, именной – неповторимой и индивидуальной – это тоже реальный, зримый  и имеющий свою ценность результат обучения. В тетради-презентации ребята делают свои первые шаги в подготовке проекта: знакомятся с темами, жанрами, выбирают то, что им интересно (перечень примерный):

Информационные проекты:

Моя семья

Моя родословная

Моя биография (Мой альбом)

Школа в моей жизни

 Какие профессии мы выбираем

Они покоряли космос

Социальные проекты:

Чтобы село процветало

Нам в селе нужен газ

Исследовательские проекты:

История родного села

Почему люди не летают, как птицы?

Поэты и писатели земли Томской (Чаинской, Сибирской)

Почему так говорят?

Загадки природы

Тайны истории

Творческие проекты:

Чем мне дорог край родной?

Лучший город  Земли

Что значит Родину любить?

Любимые герои книг

В результате проведения занятий курса «Презентация может всё» его основная  цель – помочь обучающимся в овладении  технологией создания  и использования компьютерной  презентации как  средства  эффектного и эффективного представления собранных материалов,  результатов исследований и творчества, способствующих успешности и профессиональной ориентации школьников – была достигнута. По итогам обучения  на трёх моих элективных курсах  с применением компьютерных и проектной технологий  все  участники образовательного процесса успешно защитили свои проекты и получили сертификаты, свидетельствующие о том, что главные свои задачи они выполнили: 

 овладели разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, в том числе умениями свободно работать с текстами  художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимая их специфику;  адекватно воспринимать  язык средств массовой информации,  навыками редактирования текста,  создания собственного текста;

приобрели практические умения, необходимые  для создания компьютерной презентации на основе авторской среды  POWER POINT, для использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий при обработке, передаче, систематизации информации, создании баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

приобрели опыт подготовки и проведения публичных выступлений (высказывание, монолог), следования  этическим нормам и правилам ведения скрытого диалога с аудиторией; 

научились выстраивать свою деятельность по проектной технологии: самостоятельно приобретать и применять знания; вести планирование и сбор материала, формулировать и доказывать свою точку зрения, выступая перед аудиторией;

реализовали предоставленную им возможность развития познавательного интереса к изучению и применению ИКТ  в учебной  и  профессионально ориентированной деятельности,

совершенствовали свои  творческие способности, связанные с развитием речи,  чувства стиля, художественного вкуса, с умением работать в исследовательской группе и формулировать свои взгляды.

 

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Партнёры нашей школы
CATALOG.METKA.RU

Афанасьева Г.Н. © 2024
Бесплатный хостинг uCoz