Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке, элективных курсах
Пути применения ИКТ в школе
ДИСКИ на урок
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-технологий
1.Использование пакета Microsoft
Office для создания в Wordе собственного дидактического
материала к урокам русского языка и литературы.
2.Интернет -
ресурсы как источник информации и
средство обучения.
3.Использование CD-дисков(«С-Репетитор», «КМ-Школа» и др.)
4.Применение АИС (MSPowerPoint
и др.) как инструмента обучения и творческого развитияучащихся.
5.Создание и
использование собственных, авторских медиапродуктов на основе АИС (MSPowerPoint и др.)
I. Компьютерные
технологиина элективном курсе.
Особенно широко и эффективно мною используются
возможности компьютерной презентации, созданной в АИС PowerPoint.
1. Собственно
презентация курсав автоматическом режиме используется в рекламных
целях перед выбором курсов и с обзорной, ознакомительной целью на первом
занятии.
2. Учебное электронное пособие(УЭП) для учащихся предназначено для облегчения работы с
теоретическим материалом: даёт возможностьбыстро, наглядно и эффективно освоить новыетемы, повторить в случае необходимости
основные термины и понятия, использовать содержание слайдов в качестве опоры
для устного информационного сообщения и резюме.
Данное
учебное пособие используется для совместной и самостоятельной работы,
индивидуальной и групповой, устной и письменной. Оно служит самоучителем и
консультантом, с помощью которого обучающиеся, выбирая свой темп и степень
погружения в учебный материал, самостоятельно выстраивают свою образовательную
траекторию, контролируют и оценивают свой уровень знаний. При этом они
развивают свои мыслительные и творческие способности, совершенствуют навыки
работы с компьютером, а это усиливает привлекательность элективного курса для
учащихся и повышает их мотивацию к учению.
3. Электронный
обучающий тест «Секреты «зажигательной» речи» и глоссарий к нему дают
возможность тренинга по усвоению трудной для учащихся темы, насыщенной большим
количеством лингвистических терминов и литературоведческих понятий, которые
легче запоминаются в «электронной игре». Это пособие для индивидуальной работы,
основанное на принципах доверия и сознательности,позволяетразнообразить деятельность учащихся, воспитываетв них ответственное и серьёзное отношение к
работе.
Электронные пособия, созданные мною к программам этих
курсов, позволилипостроить работу так,
чтобы учащимся учиться было легко и интересно. Использование компьютерной технологии
и проектного метода даёт богатую палитру форм, приёмов и методов организации
занятий Этому способствовали и разнообразные формы организации занятий. Вот,
например, какие занятия я провожу на курсе «Какая речь может всех увлечь?»:
1.Урок – презентация
курса«Таккакая речьможет нас увлечь?»
9.Урок –
исследование (если есть возможность использовать видео- или аудиоматериалы) или
урок – репетиция «Оратор на трибуне».
10.Урок – конференция «Звёздный час» или урок – игра «Пресс-конференция»
(риторический анализ и самоанализ).
В качестве одного из решений методических задач курса в
созданном мною УМК предлагается примерная технологическая карта
занятий. В технологической таблице предлагается один из возможных вариантов
применениякомпьютерныхтехнологийна занятиях – модульный (или блочный). Дело учителя – определить место
этой формы работы на уроке: если ведётся исследованиеили «мозговой штурм» - можно использовать информационный
модуль пособия для подтверждения своих выводов или обобщения в виде резюме.
Если проводится семинарское занятие, то вполне уместно использовать
соответствующий модуль в качестве плана для обсуждения вопросов или опоры для
выступлений по данной теме. Обращение к пособию может носить не только
коллективный, но и индивидуальный характер:
если кому-то из учащихсяесть
необходимость вспомнить, повторить ранее изученное, уточнить термин,
определение,в то время как другие, в
этом не нуждающиеся, уже выполняют задание с применением этих знаний; если
ученики (или группы учеников) получают каждый своё (или групповое) задание.
Таким образом, компьютер выступает в ролипомощникаучителя в организации
познавательной деятельности обучающихся, создавая им условия для индивидуально-ориентированного обучения при практической
его направленности: обогащение речи учащихся и практика публичных выступлений.
Обеспечить практическую направленность и эффективность
обучения помогает проектная деятельность учащихся.
На уроках русского языка применяю те электронные
тесты и тренажёры, которые соответствуют уровню изучения орфографии и
пунктуации в среднем звене. Например, портал